Боевые самолеты 8-й Воздушной Армии

Як-1

Анализируя работы Бойкова П.М., Губина Б.А.. Киселева В.Д., Перова В.И. и др. мы выявили 14 моделей советских самолетов, которые принимали непосредственное участие в Сталинградской битве на разных ее этапах. Это самолеты: Пе-2 , Су-2, Ил-2, ЛаГГ-3,По-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, Як-7, Ил-4 ,Ли-2, ПР-5, ПС-7, ПС-35 С,С-2. Остановим внимание на основных характеристиках этих самолетов.

Як-1 стал первой боевой машиной, разработанной в ОКБ Яковлева, и положил начало целой серии самолетов, ставших основой советской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны.

Из-за дефицита «летного металла» в стране в производстве

Як-1 использовалось дерево, фанера и полотно.

Преимущества

низкая стоимость и простота в производстве;

полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;

приемлемые летно-технические характеристики самолета;

простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;

значительный модернизационный ресурс;

неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;

широкая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.

В 1940 году И-26 официально стал Як-1. Мы тоже начнем называть его так.

ЯК-7 Выпуск самолета начался в конце 1941 года. Кабина пилота находилась в центральной части фюзеляжа. Як-7 был создан на основе учебно-тренировочного самолета Як-7УТИ, который имел две кабины – для пилота и инструктора. На боевом самолете вторую кабину убрали, на ее месте находился дополнительный отсек, закрытый крышкой. Его можно было использовать для перевозки грузов, еще одного человека или установить дополнительный бензобак.

К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный ЯК-9.

Я к-9 стал четвертым по счету (после Як-1, Як-3 и Як-7) истребителем периода Второй мировой войны, разработанным конструкторами ОКБ Яковлева. При его создании был учтен весь опыт применения истребительной авиации на начальном этапе войны. По сути, самолет Як-9 был продолжением истребителя Як-7 (он был очень похож на него внешне), но конструкционно эта машина была намного совершенней. Як-9 был хорош своей универсальностью: разные модификации этой машины могли выполнять различные задачи, включая истребитель-бомбардировщик, фронтовой истребитель, высотный перехватчик, истребитель дальнего сопровождения.

Л агг-3

Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика.

Преимущества — мощное вооружение, высокая живучесть, минимальное использование дефицитных материалов.

Сравнительные характеристики самолетов

 

Военно-исторический музей боевого пути 8-ой Воздушной армии имени Тимофея Тимофеевича Хрюкина