Покрышкин Александр Иванович

Покрышкин Александр Иванович

Александр Покрышкин родился в Новониколаевске Томской губернии в семье фабричного рабочего. Отец Иван Петрович Покрышкин (1885—1934) был выходец из крестьян Вятской губернии, мать Ксения Степановна (до замужества Мосунова, 1885—1969), родом оттуда же, вела домашнее хозяйство. В последние годы XIX века родители перебрались в Сибирь (отец некоторое время крестьянствовал в Прокудской волости Томского уезда, но в 1902 году перебрался в Новониколаевск). В 1907 году Иван Петрович и Ксения Степановна обвенчались. Александр был вторым ребёнком из шести детей (у него было четверо братьев и сестра, ещё четверо детей умерли в младенчестве). Семья жила небогато, в не самом благополучном районе города[3]. Отец освоил профессии каменщика, кровельщика, печника и работал в строительных артелях быстро растущего города. Но в 1909 году после несчастного случая на стройке он стал инвалидом, вынужден был зарабатывать случайными заработками, работал ломовым извозчиком. После гражданской войны в период НЭПа семья Покрышкиных получила патент на право занятия торговлей галантерейными товарами, за что через несколько лет пострадала: в 1929 году родителей лишили избирательных прав. После этого отец работал кустарем-одиночкой, изготовлял чемоданы и мебель (А. И. Покрышкин писал в мемуарах, что отец после революции работал в строительных артелях Новосибирска, но фактически это были временные заработки). После смерти старшего сына Иван Петрович морально сломался и 15 декабря 1934 года покончил с собой. Сам Александр Покрышкин в 1939 году получил выговор по комсомольской линии за сокрытие информации о лишении родителей избирательных прав, но ввиду успехов по службе других последствий для него этот факт не имел.[4]

Тяжёлое детство не помешало Саше с самого детства много времени уделять учёбе. По характеру Александр выделялся ярко выраженными лидерскими качествами и постоянным стремлением к учёбе. Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов, начав с занятий в авиамодельном кружке. В 1928 году, после окончания семилетней школы, он пошёл работать на стройку вместе с отцом и дядей. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой», тогда же увлекался изобретательством и за успехи в этом деле получил несколько дипломов. В 1931 году вступил в комсомол.[5]

В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Молдавская ССР).[6]

Военно-исторический музей боевого пути 8-ой Воздушной армии имени Тимофея Тимофеевича Хрюкина