Смоляков Платон Ефимович

Родился  в  1912  году  в  деревне  Буда  Дребинского  района  Могилевской  области  (Беларусь)  в  семье  крестьянина.  Беларус  (Русский).  Работал  пастухом,  а  с  1928  года  —  лебедчиком  на  шахте  30-бис  в  Донбассе.  Учился  в  школе  гражданских  летчиков.
В  Красной  Армии  с  15  мая  1933  года.
Окончил  Качинскую  школу  пилотов.      
В  звании  лейтенанта  командовал  звеном  в  107-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа.

     «…Статный,  возмужалый,  в  красивой  форме  военного  летчика,  Платон  Смоляков  неожиданно  появился  в  родной  деревне.  В  его  петлицах,  окаймленных  золотом,  сверкают  серебряные  крылья  —  мечта  молодежи.
     Стоит  ли  описывать,  как  обрадовались  его  приходу  в  семье,  как  встретил  его  брат  Александр,  бывший  пастух,  а  теперь  председатель  передового  в  районе  колхоза,  как  встретила  сестренка,  как  был  растроган  семидесятилетний  отец  Ефим  Михайлович.
     Родные  и  знакомые  с  огромным  интересом  слушали  рассказы  Платона  о  его  летной  жизни.  И  это  понятно.  Платон  Смоляков  —  один  из  лучших  молодых  летчиков-истребителей  N  части.
     Курс  теоретической  и  летной  подготовки  в  школе  Смоляков  закончил  отлично.  Почти  в  четыре  раза  быстрее  он  был  подготовлен  к  выпуску  в  самостоятельный  полет.  Блестящую  летную  подготовку  он  показал  и  в  части. 
     Уже  давно  Смоляков  ведет  счет  налетанных  часов  трехзначным  числом.  Он  участвовал  во  всех  тактических  учениях  части,  выполнял  самые  различные  задания  и  ни  разу  не  допустил  грубой  ошибки.  В  его  летной  работе  нет  происшествий,  поломок  или  вынужденных  посадок.
     Много  раз  он  забирался  на  большую  высоту  и,  летая  без  кислородного  прибора,  выполнял  задания  так  же  четко,  как  и  на  земле.  Мастерство  пилотажа  он  сочетает  с  подлинно  снайперской  воздушной  стрельбой.
     На  последней  воздушной  стрельбе  Смоляков  получил  сверх  отличную  оценку.  Выполняли  одно  из  труднейших  упражнений  —  стрельбу  звеном  на  встречных  курсах…
     От  стреляющего  требовался  очень  точный  расчет.  Стрельбу  нужно  было  открывать  на  дистанции  от  200  до  300  метров.  При  тех  огромных  скоростях,  которые  развивает  боевой  самолет,  время  для  стрельбы  исчисляется  секундами.
     Несмотря  на  трудности,  Смоляков  блестяще  справился  с  задачей.  Два  самолета,  ведомые  талантливым  летчиком,  дали  попаданий  в  конус  ровно  в  два  раза  больше,  чем  требуется  для  оценки  «отлично»  при  стрельбе  полным  звеном.
     Далеко  шагнул  тов.  Смоляков  в  культурном  отношении.  Он  повысил  свой  общеобразовательный  уровень  до  7  классов.  На  специальных  испытаниях  он  сдал  зачеты  по  мотору  и  вооружению  на  5  баллов,  по  самолету  —  на  4,5  балла.  Лишь  по  теории  авиации  у  него  вышла  «тройка».
     Истребитель  обязан  хорошо  знать  штурманское  дело.  И  в  штурманском  деле  Смоляков  не  отстает.  Недавно  он  провел  самолет  под  контролем  старшего  командира  по  маршруту  протяженностью  280  километров.  Он  летел  по  компасу  и  расчету  времени.  Летчик  сам  прокладывал  курс,  сам  вносил  в  него  поправки  на  земле  и  доказал  правильность  своих  расчетов  в  воздухе…
     …Недавно  Смоляков  стал  командиром  звена.  Теперь  он  будет  не  только  сам  учиться,  но  и  обучать  других.
     Таков  бывший  пастух,  а  ныне  летчик-лейтенант  Красного  воздушного  флота  Платон  Ефимович  Смоляков…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  10  августа  1937  года)

Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  августа  1937  года  по  25  апреля  1938  года,  был  командиром  звена,  а  затем  эскадрильи  истребителей  И-16. 
Имел  псевдоним  «Хуанито».
Всего  в  Испании  произвел  98  боевых  вылетов,  участвовал  в  29  воздушных  боях,  лично  сбил  2  и  в  групповых  боях  4  самолета.
По  другим  данным  сбил  18  самолетов  (6  лично  и  12  в  составе  групп).   
В  феврале  1938  года  был  ранен  в  воздушном  бою,  и  после  лечения  в  госпитале  был  отправлен  в Советский  Союз.
Участвовал  в  боях  в  районе  реки  Халхин-Гол  в  1939  году,  в  звании  капитана  был  помощником  командира  70-го  истребительного  авиационного  полка.
Всего  над  Халхин-Голом  произвел  90  боевых  вылетов,  участвовал  в  11  воздушных  боях,  сбил  лично  2  и  в  паре  сбил  1  японский  истребитель.
По  другим  данным  совершил  116  боевых  вылетов,  участвовал  в  20  воздушных  боях  и  сбил  4  истребителя.
В  1939  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
Воевал  на  Южном  фронте  до  29  октября  1941  года,  затем  с  21  марта  по  20  июня  1942  года  —  на  Северо-Западном  фронте.  С  1  сентября  1942  года  по  апрель  1944  года  возглавлял  4-й  перегоночный  авиационный  полк  ГВФ,  который  доставлял  в  Советский  Союз  самолеты  Р-39  «Аэрокобра»  из-за  рубежа.  С  18  августа  по  20  октября  1943  года  проходил  боевую  стажировку  в  9-м  гвардейском  истребительном  авиационном  полку  в  качестве  заместителя  командира  полка,  воевал  на  Южном  фронте.  Затем  с  февраля  (с  21  апреля)  1944  года  был  командиром  85-го  гвардейского  истребительного  авиационного  полка. 
К  12  мая  1944  года  произвел  ещё  40  боевых  вылетов,  сбил  1  самолет. 
Воевал  на  1-м  Украинском  фронте  с  30  июля  по  3  сентября  1944  года,  затем  на  2-м  Украинском  фронте.  Участвовал  в  освобождении  Крыма,  в  Ясско-Кишиневской  операции,  в  боях  над  Румынией,  Венгрией.
К  концу  декабря  1944  года  произвел  ещё  13  боевых  вылетов,  провел  2  воздушных  боя,  лично  сбил  2  самолета.   
Летал  на  истребителях  Як-9,  Як-3,
Окончил  войну  в  звании  подполковника.
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  ВВС  на  различных  командных  должностях,  до  31  декабря  1945  года  командовал  85-м  гвардейским  полком,  служил  в  Одесском  военном  округе.  С  16  июня  1946  года  по  23  октября  1951  года  командовал  другим  полком.   
Вышел  в  отставку  в  звании  генерал-майора.
Проживал  в  городе  Рига  (Латвия).
Умер  28  мая  1979  года.

Список  известных  воздушных  побед  П.  Е.  Смолякова:
00.08.1937       1/2      Фиат-32           Испания                в  паре  с  Л.  Л.  Шестаковым
00.10.1937       1/2      Ю-52                Испания                в  паре  с  другим  летчиком
00.10.1937       1/гр.   Фиат-32           Сарагосса                в  составе  группы
22.12.1937       1         Фиат-32           Теруэль                лично
24.01.1938       1         Фиат-32*         Кампильо                лично      
07.02.1938       1/гр.    Ме-109            Каламоча                в  составе  группы   
24.08.1939       1/2       Ки-27              Халхин-Гол                в  паре  с  А.  Мочалиным
30.08.1939       1          Ки-27              Халхин-Гол                лично
05.05.1944       1          ФВ-190           Балаклава                лично
06.10.1944       1          Ю-87               Сегед                лично

Награжден орденом  Ленина  (14.11.1938),  четырьмя  орденами  Красного Знамени  (02.03.1938,  29.08.1939,  22.02.1945,  0000),  орденом  Александра  Невского  (18.05.1944),  двумя  орденами  Красной  Звезды,  медалями  «За  боевые  заслуги»,  «За  победу  над  Германией»  и  другими,  а  также  монгольским  орденом  Боевого  Красного  Знамени  1-й  степени  (1939).

Военно-исторический музей боевого пути 8-ой Воздушной армии имени Тимофея Тимофеевича Хрюкина